Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Чтение – это мощный транслятор знаний и социального опыта, накопленного человечеством тысячелетиями, уникальная возможность и лучший способ в короткие сроки овладеть им, а трансляция духовного наследия прошлого через лучшие образы художественной литературы является неотъемлемой частью нашей традиционной культуры.
С древних времён и до сих пор приоритетной остаётся мнение, что чтение – это базовый, компонент воспитания, образования и полноценного развития личности.
Этот процесс является деятельностью, в процессе которой формируется и развивается сознание, мировоззренческие позиции, нравственные ценности, коммуникативные способности; происходит построение индивидуальной модели социокультуры.
Немаловажное значение здесь имеет тот факт, что библиотеки работают не только над тем, чтобы иметь привлекательный внешний вид, а и над тем, чтобы расширить номенклатуру услуг, сделать библиотеку местом для приятного времяпровождения.
В последние годы они постепенно превращаются в открытую систему, активно сотрудничая со многими государственными и общественными организациями.
Необходимо сказать, что в современном мире библиотека – это уже не только мир общения с книгой.
Современная библиотека – это комфортный, приветливый, и оборудован технически информационный центр, имеющий множество ресурсов для рабочих и повседневных дел, а также для проведения не только индивидуального досуга, но и досуга всей семьи. Это также место где можно пообщаться с друзьями, провести деловую встречу, принять участие в культурных мероприятиях и забавах для детей и взрослых.
Кроме того, стоит подчеркнуть, что ни одна библиотека не может существовать, если в ней не заинтересовано население и если оно не готово ее поддержать. Уникальная роль библиотек заключается в том, что они реагируют на конкретные запросы пользователей и рядом со средствами массовой информации обеспечивают передачу знаний.
Ежедневно библиотечные работники задумываются над вопросами:
- должны ли библиотеки доказывать свою значимость?
- должны ли работать для удовлетворения потребностей населения, а также следовать требованиям настоящего?
- как в сложных современных условиях сделать деятельность библиотек эффективной? Что нужно сделать для этого? Какие продукты и услуги должны быть в наличии в публичных библиотеках?
Заинтересовать пользователей могут удовлетворить не только различные формы и методы работы: организация клубов по интересам, кружков, различных встреч, работа с общественными организациями, учебными заведениями, молодыми семьями и молодыми родителями, с творческой молодёжью, работа с людьми почтенного возраста, предоставление новых библиотечных услуг пользователям всех возрастных групп. Интерес пользователей будут привлекать и привлекают современные продукты и услуги в библиотеках.
Исходя из выше изложенного, нами были сформулированы цель и задачи исследования, а также определены объект и предмет исследования.
Цель исследования состоит в рассмотрении продуктов и услуг лучших библиотек мира (на примере Нью-Йоркской публичной библиотеки).
Объект исследования – теоретические особенности деятельности в библиотеках России и зарубежных стран.
Предмет исследования – характеристика продуктов и услуг лучших библиотек мира (на примере Нью-Йоркской публичной библиотеки).
Задачи исследования:
- изучить и описать теоретические основы обслуживания в библиотеках;
- проанализировать особенности деятельности библиотек за рубежом;
- рассмотреть исторические сведения о создании Нью-Йоркской публичной библиотеки;
- проанализировать особенности современной деятельности Нью-Йоркской публичной библиотеки.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1.1. Теоретические основы обслуживания в библиотеках
Предоставление библиотечных услуг имеет целью непосредственное удовлетворение требований пользователей. Спрос читателей в ряде чистых общественных благ смело можно поставить библиотечное обслуживания, поскольку каждый человек с помощью библиотек получает неоценимое преимущество бесплатного пользования информационными ресурсами наибольшим объёмом.
Библиотеки является одним из производителей информационных продуктов и услуг, основным и исторически первоначальным институтом, обеспечивающим общественное использование социально-значимой документной информации.
Библиотечная услуга – результат деятельности библиотеки по удовлетворению информационных, научно-исследовательских, образовательных, культурных и других потребностей пользователей библиотеки.
Таким образом, библиотечная услуга – это конкретный результат библиотечного обслуживания (полезный эффект библиотечного труда), который удовлетворяет определённую потребность пользователя библиотеки.
Библиотечные услуги – это те услуги, которые библиотека как общественный институт предоставляет обществу, что включает ее в свою структуру. Всё разнообразие библиотечных услуг можно свести к двум основным классам: это, во-первых, приобретение, обработка и хранение, во-вторых, предоставление документов и информации.
Таким образом, назначение библиотечного продукта (услуги) – обслуживание профессиональных и культурных потребностей населения, проживающего на определённой территории, независимо от занятий отдельных социальных групп теми или иными сферами человеческой деятельности.
Потребности в библиотечных продуктах и услугах отражаются в тех задачах, которые общество ставит перед библиотекой, рассматривая ее как учреждение, способствует социализации личности и ее адаптации к экономическим реалиям. Форма предоставления библиотечных продуктов и услуг зависит от функций, которые они выполняют на том или ином этапе развития библиотечной деятельности, от уровня развития библиотечных технологий, а также от изменения социальной роли чтения и информационных потребностей пользователей. специфика библиотечного продукта (услуги) заключается в том, что его производство осуществляется на базе трансформации производственных ресурсов в продукцию особого рода – интеллектуальную.
Интеллектуальные продукты библиотечной деятельности отмечаются совокупностью полезных свойств, не всегда имеют товарный характер, так как не приносят прибыль и доходы.
Библиотечные продукты (услуги), подлежащие обмену на денежные доходы, создаются на основе коммерческой деятельности библиотек. Система библиотечного обслуживания – неотъемлемая часть внутреннего экономического пространства библиотеки. Ее можно рассматривать как инфраструктуру библиотечного экономического потенциала. Об интенсивности библиотечного обслуживания можно судить по нескольким признакам: числу зарегистрированных пользователей, показателем книговыдачи, числом посещений и выдачей электронных изданий, в последнее время возросла в четыре раза.
Современная библиотечная политика по отношению к разным группам населения должна базироваться на совокупности ряда этических принципов. В нормативной сфере это – строгое соблюдение прав ребёнка, действующих законов.
В сфере социокультурной жизни – стимулирование чтения детей, формирование информационной культуры, социальная адаптация детей с учётом их половозрастных, психологических и индивидуальных особенностей; акцент на квалифицированную консультативную помощь и совместную работу библиотеки со школой, семьёй, неформальными
В некоторых странах, именно при библиотеках работают кружки, помогающие как детям, так и взрослым (очень часто такие кружки посещают целые семьи) с толком провести свободное время.
Известно, что мир для ребёнка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки. И привычка к чтению зарождается здесь же.
Хорошая книга в руках родителей и их чада – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. Важно не расширить эту связь семьи и книги.
Особое значение имеет укрепление её таким образом, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.
Библиотеки посещают разные семьи: которые имеют одного ребёнка и многодетные, имеющие детей инвалидов, среди них есть и одарённые дети…
В детских библиотеках России, к примеру, в последнее время особое внимание обращают на семьи, где есть будущие школьники, чтобы помочь родителям лучше подготовить ребёнка к школе.
Необходимо сказать, что в каждом возрасте свой круг чтения, и очень важно, чтобы в домашней коллекции имелись книги по душе каждому члену семьи [1; 7].
Немаловажна роль сферы культуры, а именно библиотеки: воспитания как фактора, осуществляющего передачу основополагающих мировоззренческих, нравственных и эстетических ценностей, без которых немыслимы целостность общества и культура нации.
Но не смотря на то, что отмечается интерес детей к посещению библиотек, к чтению, стоит сказать, что сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, обществу необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше; сложную задачу воспитания читателя нужно решать библиотекарям в тесной кооперации с педагогами и родителями.
Нынешний талантливый читатель, – продукт совместных усилий семьи, школы и библиотеки. И даже больше: всей семьи, всей школы и всей библиотеки.
И, самое главное, – продукт своей собственной деятельности, своих собственных усилий. Причем, согласно педагогике сотворчества – этот процесс не должен быть для ребенка чем-то мучительным и скучным, навязанным кем-то. Он должен быть притязательным и захватывающим [3; 7].
Библиотеки активно ведут свою научную, культурно-просветительскую, социально-коммуникационную, экономическую деятельность и активно развивают продвижение и рекламу о возможностях и значение современной библиотеки в жизни социума. Грамотно организуют популяризацию своей страны, истории, выдающихся личностей, образования и досуга, занятий спортом, здорового питания через проведение в библиотеках экскурсий, туров, семинаров, дегустаций, а также предлагают интересные товары и услуги на своем сайте.
Появление услуг и продуктов для разных категорий населения привлекает внимание как детей и подростков, так и взрослых людей к увлекательному окружающему миру, способствует формированию и закладыванию любви к чтению с раннего возраста, раскрывает широкие возможности библиотеки.
Крупнейшие библиотеки мира стали большими культурно-развлекательными центрами, способствуют гармоничному развитию личности, обеспечению общественно-информационных запросов как широкому кругу граждан, так и целевых пользователей библиотек – представителей бизнеса, политики, культуры и др. Они научились жить в ногу со временем, развивая библиотечные электронные услуги и сохраняя высокий уровень посещаемости. Благодаря успеху, своим примером показывают направление для развития подобным учреждениям мира.
Библиотека как центр пользования, в первую очередь, печатной информацией, не вытесняется электронными технологиями, а в сочетании с ними, аккумулирует информацию с другими носителями, обеспечивает эффективное использование информационных фондов. Этот опыт также свидетельствует о необходимости развития в библиотечных учреждениях обусловленной потребностями потребителей с подготовки собственной информационной продукции, налаживание предварительной обработки больших массивов информации, необходимых для использования разнообразным общественным институтом, развития других активных форм сотрудничества с пользователями. Все это способствует росту общественного внимания и, главное, растущей восстребованности библиотечных учреждений в современных условиях.
1.2. Особенности деятельности библиотек за рубежом
В начале XXI в. тема состояния и поддержки детского чтения стала актуальной во многих странах мира. Особенности «цифровых» детей волнуют всех взрослых, в той или иной мере занимающихся детским чтением и литературой, образованием и воспитанием подрастающего поколения. Педагоги, библиотекари и другие специалисты многих стран ищут подходы и методики, позволяющие добиться того, чтобы дети и юношество более активно читали, поскольку умение читать на хорошем уровне крайне необходимо при работе с увеличивающимися потоками информации.
Информационная революция поставила перед многими странами сходные проблемы, связанные с изменением облика и образа жизни «цифрового» поколения. Фокус в поддержке чтения последние годы смещается на всё более ранний возраст. Согласно исследованиям, проведённым в разных странах, успехи чтения в детстве и в подростковом возрасте определяют качество и успешность дальнейшей жизни.
Многие страны в последние десятилетия выстраивают собственные стратегии, осуществляют различные общественные кампании по поддержке чтения детей, молодёжи и взрослого населения (особенно малообразованных родителей). Как правило, эти программы поддерживаются государством.
Наибольший интерес для развития нации читателей представляет политика поддержки детского чтения, которую автор рассматривает как сформулированную общественно-государственную стратегию действий по поддержке чтения подрастающего поколения, воплощённую в планах и реализуемую в комплексе мер, осуществлённых в определённый период.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе: практическое пособие / Н.В. Белобородов. – М.: Аркти, 2006. – 163 с.
2. Библиотека как социальный институт, содействующий укреплению семьи: метод. письмо / ГУНБ Краснояр. края; Отдел развития библиотечного дела; сост. О.Л.Гасникова, отв. ред. Т.И.Матвеева. – Красноярск, 2008. – 8 с.
3. Бродовская, З.В. Проектная деятельность учителя начальных классов: проблемы и перспективы / З.В. Бродовская // Сибирский учитель. – 2011. – № 1. – С. 45-51.
4. Валитова, Г. А. Читатели библиотеки – вся семья [Текст] / Г. А. Валитова // Чтение в Тверских библиотеках: сб. докл. науч.-практ. конф. / Твер. обл. универс. науч. б-ка им. А. М. Горького, науч.-метод. отд. – Тверь : Твер. обл. универс. науч. б-ка им. А. М. Горького, 2000. – С. 84-89.
5. Гречко, Г. С. Служба информационного комфорта семьи в библиотеке как синтез традиций и новаций [Электронный ресурс] / Г. С. Гречко // Б-ки и ассоц. в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: VIII международ. конф. – 2001. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-vents/crimea2001/tom/sem2/Doc29.HTML (дата обращения: 20.01.2020).
6. Гузеев, В. В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий / В. В. Гузеева // Центр проблем развития образования; Республиканский ин-т развития высшей школы БГУ. – Минск : РИВШ БГУ, 2003. – 240 с. – С. 48–62. – (Серия «Современные технологии университетского образования»; вып. 2).
7. Жеребцова, О. М. Программа создания библиотеки семейного общения «Крепкая семья – крепкое государство» [Текст] / О. М. Жеребцова // Молодые в библиотечном деле. – 2005. – № 7. – С. 62-65.
8. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е. Землянская // Начальная школа. – 2005. – №9. – С.27-29.
9. Ключик к детской душе: из опыта работы библиотеки с семьей [Текст] // В помощь библиотекам: информ.-метод.бюл. / Обл. универс. науч. б-ка им. И. В. Бабушкина. – Вологда. – 1996. – Вып.3. – С. 18-25.
10. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников / Н. М. Конышева // Начальная школа. – 2006. – № 1. – С. 17-27.
11. Кузнецова, М.А. Творчество как атрибут человеческого бытия: автореф. дисс. докт. филос. наук / М.А.Кузнецова. – Волгоград, 2012. – С.2-13.
12. Лазутина, Т.В. Духовная основа социального творчества личности: автореф. дисс. канд. филос. наук / Т.В.Лазутина. – Красноярск, 2010. – С.5-18.
13. Лыкова, И.А., Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании / И.А.Лыкова, Ф.Н.Вахабова, Н.Г.Ачилова // Педагогика искусства. – 20011. – №2 / Режим доступа: http:// www.art-education.ru/AE-magazine (дата обращения: 20.01.2020).
14. Полат Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 272 с.
15. Полищук, М. А. Библиотека и семья: грани взаимодействия [Текст] / М. А. Полищук // Информационный бюллетень РБА. – 2003. – № 26. – С. 82-84.
16. Рамазанова, Н. А. Библиотеки семейного чтения: программно-целевое планирование [Электронный ресурс] / Н. А. Рамазанова // Библиокараван: ч. 2. – Режим доступа: http://www.library.novouralsk.ru/lib-publish-bibliocaravanNT_6.html (дата обращения: 20.01.2020).
17. Стародубцева, В. И. Семья в библиотеке [Текст]: из опыта работы Новенской сельской библиотеки Ивнянской ЦБС / В. И. Стародубцева // Библиотечная жизнь Белгородчины. – Белгород, 2000. – Вып.1(7). – С. 49-54.
18. https://www.nypl.org/.